Больше, чем исследования
DDR Market Research – это синергия исследовательской экспертизы и высоких технологий. Профессионализм команды и уровень IT-составляющей позволяют выполнять очень сложные задачи в сжатые сроки.
Что привело Вас к решению заняться маркетинговыми исследованиями и возглавить DDR Market Research?
Порядка пятнадцати лет я работала в крупных западных компаниях, изучала бизнес с разных сторон, получила гигантский, очень разносторонний опыт. Я с большим уважением отношусь к корпорациям, которые помимо продукта привносят на рынки также и управленческие практики, у них есть возможность инвестировать в развитие людей.
Потом мне этого показалось мало, и я решила практику дополнить теорией. В 2002 году я получила степень МВА в Kingston Business School (UK).
Что заставило Вас, при достаточном опыте работы и успешно складывающейся карьере, поступить в бизнес-школу? Что Вам это дало?
Мне этот вопрос часто задают, особенно студенты бизнес-школы, где я сейчас являюсь приглашенным преподавателем. Зачем тратить столько усилий, что это даст им в будущем?
Я всегда отвечаю, что дополнительное образование прежде должно давать импульс для дальнейшего движения. Это то же самое, что физическая нагрузка для ваших мышц. Это интенсивная работа, безумно тяжелая: два года ты не видишь белого света. Но ты постоянно держишь свою голову в состоянии боевой готовности, появляются ценные навыки по обработке большого количества информации, на принятие решений уходит меньше времени. А далее человек сам решает, как он будет применять полученные навыки.
Такая интеллектуальная работа способствует расширению горизонтов?
Я видела многих людей, которые, защитив диссертацию, и проснувшись на следующее утро, не понимали, что делать с этим состоянием, к которому привыкла их голова. А голова привыкла каждый день очень интенсивно думать, придумывать, поглощать большое количество информации, переваривать ее. И на этой волне гипермозговой активности многие люди совершали изменения в своей жизни и профессии, и я была в их числе.
Я поняла, что хочу сделать шаг в сторону, уйти с корпоративных рельсов. Так получилось, что это оказались исследования. Когда мы только начинали строить компанию, она базировалась на разносторонних компетенциях людей, которые оказались рядом. Это была безусловная синергия исследовательского опыта и четкого понимания бизнеса и его задач. Со временем к этому добавились отлаженные бизнесс-процессы компании, все вместе это позволяет сегодня получать предсказуемый результат на высоком профессиональном уровне.
Чем является работа в исследованиях именно для Вас?
Для меня по-прежнему самое важное - ее творческая составляющая. С одной стороны, работа интенсивная и не дает возможности голове замирать. Каждый день – новые задачи. Сегодня мы изучаем рынок сыра, завтра – технологии переработки мусора, послезавтра опрашиваем беременных мамочек старше 40 лет, которые совершают выбор детских товаров.
Но чтобы все это творчески реализовать, нужен большой опыт, необходимо понимание того, как работает бизнес, как живет бренд, как меняется потребитель.
Как Вы подбираете коллектив?
Когда к нам приходят новые сотрудники, мы сразу договариваемся, что однозначно понимаем суть нашей общей задачи. Клиенту мы предлагаем прежде всего сервис. Сервис должен быть качественным, и уровень качества определяет клиент: либо он возвращается, либо нет. Составляющих в этом процессе очень много, но в первую очередь это интеллектуальная работа, которую можно делать только на высоком уровне. Просто хороший уровень уже никого не устраивает.
Эту работу делают люди. Поэтому люди у нас подбираются соответствующие. Во-первых, увлеченные. Если человек ничем не увлекается, то нам с ним тяжело. Помимо того, что есть профессия, знания и навыки, он еще должен хотеть делать нечто другое, быть готов делать шаги в сторону. От этого многое зависит: умение с другой стороны посмотреть на вопрос, нестандартно подойти к решению задачи. Но все это должно быть основано только на опыте и профессионализме, чтобы эта фантазия не была безумной.
Таким же важным фактором является умение работать в команде. Образ сыгранного оркестра лучше всего отражает наше видение работы в компании: все владеют разными инструментами, у всех свой темп, но в итоге должна получиться красивая музыка.
Что привлекает людей в исследовательскую профессию?
Для любого руководителя всегда важен вопрос мотивации персонала. Мы хотим, чтобы люди осознанно приходили в наш бизнес.
Самая правильная мотивация – это интерес человека к работе. Как исследователь, ты постоянно сталкиваешься с новыми, самыми неожиданными областями, а еще с людьми, обладающими глубокими и порой уникальными знаниями. Это могут быть заводчики редких пород собак, категорийные менеджеры, монтажники теплового оборудования или просто потребители шоколада, и твоя задача – собрать их знания и изложить на языке бизнеса. Вот этот самый драйв от постоянно меняющихся задач и приводит людей к нам. Хотя кто-то просто любит цифры и математику…
Ощущаете ли Вы полезность работы исследователя для общества?
Каждому человеку необходимо понимать, что его работа значима, что она кому-то нужна. Конечно, мы верим, что наша работа помогает избежать ошибок нашим заказчикам, когда они каждый день принимают значимые для своего бизнеса решения.
Исследователи являются частью цепочки, которая формирует информационное окружение, в котором все мы с вами находимся. Нельзя забывать, что обычные рекламные ролики создаются в том числе и на базе инсайтов, которые находят исследователи. В большей степени исследователи работают с потребительским сегментом. Иногда держатели бренда в этом сегменте склонны эксплуатировать лишь базовые потребности своего потребителя, упрощая свои сообщения. Имея колоссальную силу и влияние в виде доступа к медиа, держатели брендов должны осознавать и ответственность. Хочется верить, что мы, исследователи, можем влиять на то, какой предстанет информация для потребителя: мы можем придать нужный оттенок, дать правильную оценку, корректно расшифровать то, что говорит потребитель, благодаря пониманию психологии и поведения людей. Мы стараемся сделать информационное окружение более деликатным и интересным – это тоже одна из граней нашего вклада в развитие рынка.
Требуется ли активная вовлеченность клиента в исследование?
Это наше настойчивое пожелание. Никто лучше самой компании не знает свой продукт и свой рынок.
Существуют ли особенности в постановке исследовательских задач клиентами?
Чем сильнее компания, тем больше у нее информации, накопленной за продолжительный период времени. Часто исследовательские задачи очень крупных компаний направлены на то, чтобы отполировать одну из граней алмаза; они берут определенную аналитическую составляющую на себя, поэтому задачами многих проектов является представление клиенту обширной картины, на основании которой он сам примет решение. Именно поэтому географически очень сильно расширяются проекты. Если мы проводим розничные исследования, то мы заходим буквально в каждую деревню, где потенциально будет присутствовать клиент или он же есть. Мне кажется, что скорость, четкость и доступность информации в короткие сроки ценится клиентами ничуть не меньше, чем аналитические возможности компании.
Те клиенты, которые находятся в состоянии интенсивного роста, как правило, имеют другие исследовательские задачи, где от нас требуется гораздо больше креатива и аналитики.
Вы работаете с большими объемами данных. Проникли ли высокие технологии и в исследовательскую сферу?
Индустрия исследований достаточно ригидна в плане внедрения технологических новшеств, как бы это странно ни звучало. Есть количественные исследования, которые нашпигованы математикой и статистикой и требуют специальных программ. Но многие внутренние процессы, которые не видны клиенту, выполняются слишком традиционно, по старинке: провели опрос на бумажных анкетах, потом составили таблички, потом переложили в другие форматы, визуализировали их. Все это скучно, долго, а главное – дорого.
Сейчас клиент требует скорости, четкости, контроля качества и наглядности. Именно поэтому у нас давно ведется работа по развитию вспомогательных технологий, у нас очень сильный IT-департамент. Мы применяем современные IT-продукты, которые позволяют оптимизировать нашу работу в плане времени, стоимости и вероятности получения ошибок. У нас многие процессы автоматизированы.
В чем конкретно заключается польза для клиента?
Наши клиенты нажатием одной кнопки получают отчеты, видят в реальном времени, что происходит с проектом. Более того, клиенты млгут сам настраивать отчетность под свои текущие потребности, пересекать те данные, которые актуальны на данный момент, – сравнивать между собой бренды, торговые сети, исполнителей, все что угодно.
Можно сказать, что мы предоставляем уникальные услуги, – это синергия исследовательской экспертизы современных технологий. У нас IT находятся на таком уровне, что мы в состоянии подгонять наши IT-продукты под конкретный проект, выполнять очень сложные задачи в сжатые сроки, включая отслеживание проекта, получение результата и моментальную выгрузку отчетов.